http://glopages.ru/affiliate/6886118/ ignatprav
Папки  Файлы
legeasiviata.in.ua_archive_2010_3_03.pdf.doc

МЕХАНИЗМ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Часто под давлением общества правящие элиты вынуждены закреплять в конституции нормы, которые они не намерены реализовать. Поэтому вместе с такими нормами вступает в действие механизм их нейтрализации, который состоит из социально-экономических, политико-организационных, идеологических правовых блоков. Здесь будет кратко описан механизм нейтрализации прав и свобод граждан, создаваемый в сфере государственного управления малым предпринимательством.

Несмотря на провозглашение прямого действия Конституции Республики Молдова 1994 г., ее нормы нуждаются в конкретизации. В ходе ее объем прав и свобод граждан может сокращаться. Так, ст. 2 Конституции РМ объявляет народ носителем национального суверенитета. Часть (1) ст. 39 Конституции РМ, по нашему мнению, ограничивает эту норму до права участия в управлении общественными делами как непосредственно, так и через своих представителей. Нормы административного права сводят это участие к ограниченному набору форм. При этом использование гражданином права на участие в управлении общественными делами часто связано с разрешением, которое дает орган публичного управления или должностное лицо.

В соответствии со ст.7 Конституции РМ ни один закон или иной правовой акт, противоречащие положениям Конституции, не имеют юридической силы. Соответственно, эти положения предопределяют основные субъективные права и обязанности предпринимателей и обязанности государства по их обеспечению, закрепленные в иных главах Конституции РМ и законах.

Так, согласно ст.126 Конституции РМ экономика Республики Молдова является рыночной, социально  ориентированной, основанной на частной и публичной собственности и свободной конкуренции.

Государство должно[1] обеспечивать (подчеркнуто нами – В.П.):

а) регулирование экономической деятельности и укрепление принадлежащей ему публичной собственностью в соответствии с законом;

b) свободу торговли и предпринимательской деятельности[2], защиту добросовестной конкуренции, создание благоприятных условий для использования всех производственных факторов;(подчеркнуто нами – В.И.)

с) защиту национальных интересов в сфере экономической, финансовой и валютной деятельности;

d) стимулирование научных исследований;

e) рациональное использование земли и других природных ресурсов в соответствии с национальными интересами;

f) восстановление и охрану окружающей среды, а также поддержание экологического равновесия;

g) увеличение количества рабочих мест, создание необходимых условий для повышения жизненного уровня;

h)  неприкосновенность инвестиций физических и юридических лиц, в том числе иностранных.

Как видим в этих нормах-принципах употреблятся термин  не «обязано», а «должно», то есть в вышеупомянутой статье Конституции не содержится обязывающих для государства норм, они подменены декларациями, а поэтому имеют не общеобязательный, а декларативный, а значит и фиктивный характер.  Многие нормы Конституции могут дезавуироваться ведомственными предписаниями, которые не доводятся до граждан, и их трудно выявить. Кроме того, распоряжения должностных лиц могут иметь устный характер, что затрудняет обжалование принятых решений.

Процессуальный механизм реализации конституционной декларации-принципа -    свободы торговли и предпринимательской деятельности может быть настолько осложнен, что воспользоваться конкретным правом (пусть даже закрепленном не в Конституции РМ, а в органических, ординарных законах) для гражданина-предпринимателя становится не так легко. С ними не как не согласуется регистрационный или даже разрешительный порядок занятия отдельными видами предпринимательской деятельности. Известно, что реализация ряда прав граждан, зафиксированных даже в ГК РМ, связана с предоставлением ими в органы в публичной власти  большого количества документов. Сбор их требует значительных усилий, и граждане зачастую отказываются от реализации своего права, не желая тратить свое время и нервы на хождение по инстанциям и кабинетам чиновников (которые по Конституции РМ им ничем не обязаны, а только должны). Иногда трудно преодолимыми барьерами в реализации права на занятие предпринимательской деятельностью становится заполнение тех или иных заявлений, регистрационных бланков, составление других учредительных документов. Предъявляемые к ним требования известны только чиновникам, а норм, обязывающих осуществлять консультации граждан не предусмотрено. Граждане вынуждены либо отказаться от осуществления своих прав, либо обращаться в коммерческие структуры, которые оказывают соответствующую помощь (продают нужные бланки документов, помогают их заполнять, оформляют учредительные документы). Часто эти структуры создаются тут же, при государственных органах, и являются узаконенной формой теневой экономики или даже коррупции.

Известно, что значительное число прав граждан на занятие предпринимательской деятельностью не может быть осуществлено личностью без вынесения компетентными органами актов правоприменения. При этом нормы процессуального права связывают реализацию прав граждан с волей должностных лиц, с достаточной широкой свободой их усмотрения. От чиновника зависит, насколько полной, эффективной и быстрой будет реализация гражданами их прав, так как он конкретизирует юридические факты, необходимые для возникновения права у лица, порядок и пределы его реализации. Система подобных процессуальных норм способствовала развитию в Республике Молдова так называемого номенклатурного капитализма, при которой возможность заниматься предпринимательством, в том числе и в малом бизнесе, связана с личным одобрением этой деятельности представителями структур публичной администрации.

Нейтрализация конституционных прав граждан может осуществляться отсутствием норм, обязывающих органы публичного управления знакомить население со своей структурой, распределением функции, процессом работы, в особенности с заявлениями граждан. Недоступной не только для граждан, но даже для юристов является практика применения норм права, здесь строго соблюдается правило «канцелярской тайны».

Таким образом, провозглашенным в Конституции РМ принципам или правам граждан, может не корреспондировать обязанность органов публичного управления или должностных лиц реализовать эти права. Обязанность должностных лиц и органов власти признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина может не подкрепляться мерами ответственности за нарушение этих обязанностей. В этой связи следует отметить, что в настоящее время раздела «Ответственность», нет ни в одном положении о центральных органах публичного управления, а их функции не достаточно четко определены, хотя предусмотрены задачи, функции, полномочия[3]. В таких условиях обжалование действий (решений) должностных лиц вышестоящему начальнику, а не через специальные контрольные органы обычно не дает положительного результата, так как в органах власти действует «круговая порука». Современной Молдове почти не известен общественный контроль за деятельностью администрации.

Поэтому необходимо, на наш взгляд, разработать и принять Закон РМ “О защите  прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” в котором четко определить положения, связанные с проверками субъектов контроля, но при этом все остальные законы нужно привести в соответствие с данным законом в обязательном порядке, определить перечень контролирующих органов, периодичность и порядок проверок.

В этом законопроекте необходимо:

- ввести норму, обязывающую все контролирующие органы заблаговременно извещать предприятия о предстоящей проверке;

- ввести норму, закрепляющую создание трехсторонних комиссий по дебюрократизации экономики, обеспечивающих согласование интересов государства, предпринимателей и потребителей, в том числе при проведении мероприятий по госконтролю;

- отменить все нормы, определяющие требования к деятельности предприятий малого бизнеса, и правила проведения проверок, введенные ведомствами. Установить, что соответствующие нормы и правила могут вводиться только законодательными актами РМ, ордонансами и постановлениями Правительства РМ;

- создать третейские суды для рассмотрения споров между субъектами предпринимательства и органами государственного контроля;

- возложить на контролирующие органы ответственность по доведению информации о предметах контроля и о порядке его проведения до субъектов малого бизнеса;

- обязать предприятие по окончании установленного срока устранения нарушений направлять в контролирующий орган соответствующий отчет;

- значительно сократить число контролирующих органов, к которым не применяются положения настоящего Закона;

- ввести норму, обязывающую при определении размера убытков, причиненных предпринимателю неправомерным действием органа государственного контроля, учитывать также упущенную выгоду;

- ввести дифференцированную систему ответственности субъектов малого бизнеса за нарушения различной степени тяжести;

- ввести прогрессивную шкалу штрафов в случае не устранения предприятием в установленные сроки выявленных в ходе проверок нарушений.

В этом законопроекте необходимо также предусмотреть норму запрещающую оказывать платные услуги государственным органам контроля и надзора.

Кроме того, необходимо определить и механизм самоконтроля участниками рынка и минимизировать тем самым вмешательство государства, создать механизм неадминистративного контроля на основе гражданско-правовых институтов. В том числе, например, подгоготовить проект Закона  РМ "Об организациях саморегулирования в сфере предпринимательства".

Вообще, общественные организации саморегулирования предпринимателей занимают в молдавском малом бизнесе явно недостаточно места. Это связано, в первую очередь, с неинформированностью гражданского общества, низким развитием любых форм общественной самоорганизации и самоуправления в стране, отсутствием соответствующей культуры и особенностями менталитета. Предприниматели, не смотря на то, что это наиболее активная часть населения страны, не отличаются пока наличием хорошо организованных форм защиты своих интересов. Даже в редких ситуациях обжалования результатов неправильно проведенных контрольных мероприятий, представители малого бизнеса обращаются, скорее, в юридические конторы, а не в общественные предпринимательские организации.

Демократическим силам следует изучить инструментарий, которым пользуются обособленные от общества управленческие группы для нейтрализации прав граждан и сохранения собственного доминирующего положения в обществе. При проведении экспертиз законопроектов необходимо обращать внимание на то, не заложен ли в закон механизм нейтрализации действия его норм.


[1] Но не обязано.

[2] Заметим, что «свобода торговли и предпринимательской деятельности» это не право гражданина, поскольку оно не закреплено в Разделе II Конституции РМ «Основные права, свободы и обязанности», а лишь декларация-принцип рыночной экономики Республики Молдова ст. 126 Конституции РМ называется «Экономика»). Но, как известно рыночная экономика – это не субъект права, а его объект. Государство же «должно», но не обязано обеспечивать этот принцип, но не само право гражданина. Таким образом, по Конституции РМ свобода торговли и предпринимательской деятельности не является правом какого либо гражданина, поскольку оно (это право) за ним не  закреплено.

[3] Подробно об этом см.: Игнатьев В. Развитие законодательства в сфере государственного регулирования малым и средним предпринимательством (на фоне взглядов Михаила Сперанского и ко дню его рождения)//Вопросы философии и права, 2002, № 1-3, с.137-152.

 

скачать (46,50 КБайт)
20 Декабря 2015
Просмотры () Скачивания () Комментарии (0)
Игнатьевтезисы.mht
скачать (130,01 КБайт)
02 Марта 2020
Просмотры () Скачивания () Комментарии (0)
Игнатьевтезисы_1.doc
скачать (68,00 КБайт)
02 Марта 2020
Просмотры () Скачивания () Комментарии (0)
Игнатьев Развитие правового статуса коммерсанта.doc

 

Игнатьев Василий,

Профессор кафедры частного права 

Комратского государственного университета,

доктор права, профессор

 

АННОТАЦИЯ

В статье коммерция анализируется как вид предпринимательства, наряду с другими  смежными понятиями с точки зрения конституционного обеспечения социальной справедливости и других рыночных аргументов в условиях преодоления финансового кризиса.

SUMMARU

In article commerce is analyzed as a type of business, alongside with other adjacent concepts from the point of view of the constitutional maintenance of social justice and other market arguments in conditions of overcoming of financial crisis.

 

Несмотря на то, что понятие «предпринимательство», «предпринимательская деятельность» отражены во многих законодательных актах Республики Молдова, в настоящее время эти и другие связанные с ними понятия «посредничество» «посредник», «коммерция», «коммерсант» ни в правосознании граждан, ни, тем более, в конституции не нашли своего прямого отражения. Каковы причины этого явления?

Во-первых, в сознании ученых, законодателей и простых граждан, коммерсант еще долго будет ассоциироваться с нерыночными понятиями «спекуляция», «спекулянт», «торговец», которыми на протяжении их большего периода жизни оперировало советское законодательство.

Во-вторых, Конституция Республики Молдова была принята в период начальной стадии формирования рыночной экономики – 29 июля 1994 года. В ней не закреплено даже право каждого на занятие предпринимательской деятельностью.

В-третьих, у многих депутатов Парламента РМ в период ее принятия не сформировалось еще «рыночное» правосознание, поскольку в предшествующий советский период у большинства законопослушных граждан в силу объективных причин укоренилось негативное отношение к спекуляции и спекулянтам, наказуемым в СССР в уголовном порядке.

Возникает вопрос: существует ли в мире честная спекуляция? Да существует.

Дело в том, что термин “спекуляция” появился очень давно и произошел он от латинского слова speculatio, что означает выслеживание, высматривание. В современном словаре иностранных слов термин спекуляция определяется как:

1) Скупка и перепродажа различных товаров по повышенным ценам с целью наживы.

2) Купля - продажа биржевых ценностей (акций, облигаций, векселей и т. д.) с целью получения спекулятивной прибыли от разницы между покупной и продажной ценой (курсом) при перепродаже этих ценностей.

3) Основанный на чем-либо расчет, умысел, направленный на использование чего-либо в корыстных целях.

В экономической науке понятие спекуляции определяется как извлечение прибыли путем использования разницы цен во времени.

Если заглянуть глубже в историю человеческой цивилизации, то первым человеком, которого по современным понятиям можно отнести к спекулянтам, был Иосиф, сын Иакова и Рахили, попавший в Египет. Он использовал способность ”от бога” истолковывать сны. Однажды фараону приснился сон, истолковав который, Иосиф рассказал фараону о семи плодородных для Египта годах, за которыми последуют семь неурожаев. Фараон назначил Иосифа главным собирателем излишек урожая, чтобы эти запасы помогли выжить в голодные годы. В годы изобилия Иосиф скупал по дешевой цене излишки зерна и таким образом накопил небывалые запасы. При наступлении голода Иосиф стал продавать зерно по более высоким ценам и создал при этом огромные богатства.

Хотя и достаточно условно, но Иосифа можно считать первым биржевым “быком”, который покупает товар по более низким ценам в расчете на последующее его подорожание.

Спекулянтов можно найти на рынках ценных бумаг, сельскохозяйственных товаров, металлов, иностранной валюты, недвижимого имущества и многих других. В настоящее время основным местом встречи спекулянтов являются биржи.

Биржевая спекуляция - это «получение посредством сделок на фондовой бирже спекулятивной прибыли за счет разницы между курсами ценных бумаг на момент заключения и исполнения»[1], осуществляемых трейдерами.

Трейдеры – это биржевые торговцы, работники брокерской компании. Под работой трейдера обычно подразумевается торговля ценными бумагами (акциями, облигациями, фьючерсами, опционами) на фондовой бирже. Трейдерами так же называют торговцев на валютном рынке (форекс) и товарном рынке.

В международной практике трейдеры - это лица (предприятия), совершающие сделки от собственного лица.

В обязанности трейдера входит организация торговли определенным продуктом в международном масштабе, контракты с торговыми и форвардными компаниями в центре и на местах. Трейдеры должны обладать огромным опытом коммерческой деятельности, свободно ориентироваться в системе фьючерсных контрактов, методах экономического анализа.

Профессиональные трейдеры - работают в финансовых учреждениях или предприятиях (банки, страховые компании, ПИФы, брокеры). Обычно имеют специализированное образование и лицензию на соответствующую деятельность. Выполняют операции за деньги и в интересах своих компаний или их клиентов.

Частные торговцы, независимые трейдеры - выполняют операции за свои деньги и в своих интересах (работают на себя). Проводимые ими операции обычно не требуют лицензирования. Обычно не имеют специализированного образования, а пользуются услугами консультантов, в том числе профессиональных торговцев.

В последнее время в Республике Молдова активизировалась деятельность различных бирж. Так, Фондовая биржа Молдовы (ФБМ) подписала Меморандум о сотрудничестве с Московской межбанковской валютной биржей (ММВБ) и ведутся работы для перехода к электронной торговле.

Как сообщили NOI.md в ФБМ, основной целью этого меморандума является дальнейшее развитие инфраструктуры молдавского и российского финансовых рынков на основе передовых технологий, привлечение иностранных инвестиций в национальные компании, повышение капитализации и ликвидности рынка ценных бумаг, что будет способствовать развитию и укреплению регионального экономического сотрудничества, и, в частности, сотрудничества между  Молдовой и Россией.

Группа ММВБ - интегрированная биржевая структура, предоставляющая услуги по организации электронной торговли, клирингу, осуществлению расчетов по сделкам, депозитарные и информационные услуги.

Фондовая биржа Молдовы, учрежденная в декабре 1994 г., действует в стране с 1995 г. Она является акционерным обществом закрытого типа. Общий объем сделок на ФБМ с 1995 г. по 2010 г. превысил в эквиваленте $523,3 млн.

Следует отметить, что законодательство некоторых европейских стран отражает публичность, справедливость и социальную сущность понятия «спекуляция», когда она служит не частным, а общественным интересам определенных слоев предпринимателей, например, кооператоров и ремесленников. Так, например, в статье 45. Конституции Итальянской Республики 1947 года зафиксировано, что «Республика признает социальную функцию кооперации, основанной на взаимопомощи и не преследующей целей частной спекуляции. Закон поддерживает развитие кооперации, поощряет ее необходимыми средствами и обеспечивает путем надлежащего контроля характер и цели кооперации. Закон предусматривает охрану и развитие ремесел»[2]. (подчеркнуто нами – В.И.).

В статье 44. вышеупомянутой конституции содержатся и другие нормы, устанавливающие социальную справедливость. В частности в ней презюмируется, что «в целях достижения рациональной эксплуатации земли и установления справедливых социальных отношений закон налагает обязательства на частную земельную собственность, устанавливает предельные размеры этой собственности, смотря по областям и сельскохозяйственным зонам, благоприятствует улучшению земель, преобразованию крупных землевладений и реконструкции производственных единиц; поддерживает мелкую и среднюю собственность»[3]. (подчеркнуто нами – В.И.).

На наш взгляд, следует в законодательстве вместо термина «спекуляция» оперировать понятиями «посредничество», «коммерция» имея ввиду их законность, публичную оправданность и справедливость. А незаконное или нечестное посредничество в противовес этому это и есть частная спекуляция.

Несмотря на то, что в большинстве конституций термин «посредничество» не употребляется, все же право человека и гражданина заниматься посредничеством вытекает из более общего его права заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку понятие «предпринимательство» шире понятия «посредничество» и других, связанных с последним понятий. Так, например, согласно ст.42 Конституции Украины «каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом»[4]. Интересно, что в странах с рыночной экономикой термин «посредничество» применительно к трудовой деятельности гражданина встречается, например, в Конституции ФРГ. Так, согласно ст. 74 Основного закона Федеративной Республики Германии конкурирующая законодательная компетенция[5] распространяется на следующие области: … (пункт 12) «рабочее право, включая организацию производства, охрану труда и посредничества по найму; социальное страхование, включая страхование от безработицы»[6] (подчеркнуто нами – В.П.). Таким образом, можно сделать вывод, что посредничество это не только разновидность предпринимательской, торговой (коммерческой) деятельности, но и деятельности трудовой.

Следует отметить, что не только в законодательстве, но и в доктрине существуют различные определения посредничества. Одни авторы «посредничество» трактуют как вид предпринимательской деятельности, под которым понимают «осуществление посреднических функций, то есть оказание услуг, связанных с продвижением товаров на рынок и его передачей в надлежащем виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю»[7], другие как способ разрешения споров (alternative disputes resolution). В английской рыночной терминологии существует несколь­ко слов, переводимых на русский язык как "посредник". На­пример, agent, conciliator, но более точное - mediator, в основе которого лежит слово "средний".

Какова взаимосвязь понятий «коммерция», «посредник» с понятием «предпринимательство»? Коммерция – это совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров в целях удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли. А получение прибыли – это один из главных признаков понятия «предпринимательство». На современном рынке данную совокупность коммерческих отношений выполняет предпринимательский посредник. Предпринимательский посредник - это юридическое или физическое лицо, нахо­дящееся между другими контрагентами коммерческого процес­са и выполняющее функции их сведения друг с другом для об­мена товарами, услугами и информацией.

Иногда термин «посредничество» понимают как вид коммерческой (торговой) деятельности. Коммерция (коммерциум) - слово латинского происхождения, в переводе означающее - торговля. Торговля - это приобретение и сбыт товаров различного назначения, то есть это ряд покупок и продаж. Торговля в широком смысле слова представляет собой операции купли-продажи вместе с примыкающими торговыми процессами, без которых невозможно организовать нормальное проведение коммерческих операций. Это, прежде всего организация хозяйственных связей между продавцами и покупателями, изучение покупательского спроса на продаваемые товары, сбытовая реклама, посредничество, сервисное обслуживание покупателей, в том числе выполнение для них некоторых дополнительных услуг, страхование товаров при их доставке покупателям. Коммерческая деятельность в условиях рыночных отношений осуществляется не только в сфере товарного обращения, но и в сфере финансов, новых технологий, продуктов интеллектуального труда, и во многих других, где объекты купли-продажи имеют реальную стоимость.

Некоторые авторы выделяют такую разновидность посредничества как «таможенное посредничество»[8].

Таким образом, на наш взгляд, можно выделить такие виды посредничества, как предпринимательское, коммерческое, таможенное, трудовое и примирительное правовое посредни­чество. Данная классификация не является исчерпывающей, поскольку в рамках каждого из указанных видов, или на их «стыке» могут появиться и их подвиды.

Поэтому надо всячески под­держивать и развивать в Республике Молдова все виды и разновидности посредничества, что должно найти по мере их развития постепенное отражение не только в гражданском, торгово-коммерческом, трудовом, таможенном, но и в конституционном законодательстве.

Следует также развивать и всячески укреплять не только в правосознании граждан такие понятия как «посредничество», «коммерция», «посредник», «коммерсант», но и в правосознании чиновников, ученых и законодателей. Современные же конституции постсоветских государств должны, на наш взгляд, оперировать всеми этими понятиями, поскольку они составляют базу более общих понятий «предпринимательская деятельность», «предпринимательство».

В части 4 ст.26 Конституции Республики Казахстан зафиксировано, что «каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности» При этом «монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается[9]».

Подобные формулировки содержатся в ст. 34 конституции Российской Федерации. В ее части 1 указывается, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности», а в части 2 констатируется, что «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»[10]. В части 1 ст.19 Конституции Индии зафиксировано, что «все граждане имеют право: … g) практиковать любую профессию или иметь любое занятие, вести любую торговлю или какую-либо другую предпринимательскую деятельность».[11] 

Даже в княжествах и королевствах Европейского Союза гарантируется свобода предпринимательства. Так, согласно ст. 38 Конституции Королевства Испания 27 февраля 1978 года «признается свобода предпринимательства в рамках рыночного хозяйства». При этом, «публичные власти гарантируют и охраняют ее осуществление в соответствии с общими экономическими требованиями и обеспечивают его производительность, и в случае необходимости в соответствии с требованиями планирования»[12]. В статье 28 Конституции Княжества Андорра от 14 марта 1993 года также зафиксировано, что «свободное предпринимательство признается в рамках рыночной экономики и осуществляется с соблюдением законодательства»[13]. В ст.32 этой же Конституции указано, что «государство может вмешиваться в организацию экономической, коммерческой, финансовой и трудовой жизни для обеспечения в рамках рыночной экономики сбалансированного развития общества, а также общего благосостояния»[14].

В ст.16 Хартии Европейского союза об основных правах, которая называется, «Свобода предпринимательской деятельности» зафиксировано, что «Свобода предпринимательской деятельности признается в соответствии с коммунитарным правом и с национальным законодательством и национальной практикой»[15]. С учетом перспективы вступления Республики Молдова в ЕС было бы целесообразно в главе II «Основные права и свободы» Конституции Республики Молдова после ст.33, предусмотреть ст.33* «Свобода предпринимательской деятельности и саморегулирования» следующего содержания:

(1) Свобода предпринимательской деятельности признается и гарантируется в рамках рыночной экономики и осуществляется с соблюдением законодательства, включая различные формы коммерции, посредничества и малого бизнеса.

(2) Государство может вмешиваться в организацию экономической, коммерческой, финансовой и трудовой жизни для обеспечения в рамках рыночной экономики сбалансированного развития общества и недопущения незаконных спекулятивных сделок в целях установления справедливых социальных отношений.

(3)Саморегулирование - это самостоятельная форма объединения предпринимателей и предпринимательских сообществ, при которой создающаяся добровольно организация саморегулирования самостоятельно устанавливает цели, задачи, функции, полномочия, права, обязанности и механизм взаимной ответственности между субъектами малого бизнеса внутри этой организации и упорядочивает свои отношения с государством путем представления в соответствующий орган акт саморегулирования (кодекс поведения, правило по урегулированию споров в собственном суде), а государство авторизует его (соглашается, легитимирует) и может делегировать ей часть своих полномочий по регулированию рынка в соответствующей отрасли на контрактной основе.

В ст. 126 Конституции Республики Молдова, которая называется «Экономика» в части (2) зафиксировано, что «Государство должно[16] обеспечить: … b) свободу торговли и предпринимательской деятельности, защиту добросовестной конкуренции, создание благоприятных условий для использования производственных факторов» (подчеркнуто нами – В.И). Таким образом, свобода торговли и предпринимательской деятельности рассматривается законодателем как институт рыночной экономики или даже как производственный фактор, но не как право человека и гражданина и даже не как обязанность государства по обеспечению такой свободы, а его долженствование. Что вызывает недоумение не только у предпринимателей и чиновников, но и ученых-юристов, например, специалистов по конституционному и гражданскому праву, включая экспертов ВАКа, поскольку возникают споры по поводу того, является ли право человека и гражданина на предпринимательскую деятельность и различные ее формы предметом конституционного права. Ведь для этого существуют такие отрасли права как гражданское и предпринимательское право.

Но, как показывают наши многочисленные исследования, любые формы предпринимательства, в том числе коммерции, посредничества и малого бизнеса должны быть первоначально обеспечены конституционными нормами и гарантиями, что позволит стабилизировать соответствующее законодательство. Только при такой постановке вопроса возможно построить правовое государство, в котором занятие этими видами деятельности станет законным, честным, социально-направленным на развитие общего благосостояния общества и установления справедливых социальных отношений на основе постоянства действия норм, закрепленных в органических законах.Ведь за последние 15-ть лет тексты многих законов изменялись, отменялись или полностью заменялись по три, четыре и более раз.

Представляется, что демократические и цивилизованные отношения между субъектами любых форм малого предпринимательства и государством зависят в первую очередь от наличия достаточного количества юридических норм высокого качества, от того насколько стабильно урегулированы в законодательстве как соответствующие права и обязанности субъектов малого предпринимательства, так и полномочия органов публичного управления, а также гарантии, направленные на обеспечение, соблюдение и защиту интересов малого бизнеса. Современная регламентация административно-правового регулирования малого бизнеса в различных сферах социально-экономической жизни, с одной стороны, отличается значительным количеством нормативных актов, что, в конечном итоге, определяет сложный и многообразный комплекс административно-правовых отношений. А с другой стороны, указанное законодательство характеризуется разбросанностью, бессистемностью, дублированием, недостаточным юридическим обоснованием того или иного нормативного акта, отсутствием четкости и ясности изложения. А без этого нельзя укрепить малый бизнес - важнейшую составляющую устойчивой политической стабильности в Республике Молдова.

Осуществление предпринимательской деятельности на любом этапе ее  
развития происходило в рамках государственного регулирования. Развитие
предпринимательства неразрывно связано с развитием государственности,
укреплением государственной власти, а существование предпринимательства вне
государства, а, следовательно, административно-правового регулирования,
невозможно.

Становлению и возрождению экономики государства способствовало стимулирование со стороны государства малого предпринимательства (на феодальном этапе развития, раннекапиталистическом после реформы 1861 года, раннем этапе становления советской экономики - НЭП, и, наконец, на заре перехода к рыночной экономике). Малый бизнес особенно в настоящее время является значительным сектором в процессе формирования рыночной экономики. Он обеспечивает в определенной степени экономическую и политическую стабильность в обществе.

Малое предпринимательство можно рассматривать в следующих ракурсах:

Во-первых, как форму реализации конституционного права на осуществление свободы предпринимательства и не запрещенных законом видов экономической деятельности.

Во-вторых, как форму реализации права на труд. Необходимо отметить, что малое предпринимательство как раз и создает наибольшее количество рабочих мест.

В-третьих, как разновидность предпринимательской деятельности и иных малых форм, подпадающих и не подпадающих под действие законодательства о предпринимательстве, но которые также должны иметь конституционные основы и право на свое существование и развитие.

 






[2] Конституция Итальянской Республики от 27 декабря 1947 года – Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соедин. Штаты Америки, Япония, Индия: учеб. пособие/сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. Ст. В.В. Маклаков . – 5-е изд. Перераб. И доп. – М.: Волтерс Клувер, 2006, с. 28.
[3] Там же.
[4] Конституция Украины. Киев: Высшая школа, 1996. В тексте Конституции Республики Молдова подобной статьи нет. Подобная статья должна быть сформулирована в ее разделе II «Основные права, свободы и обязанности».
[5] Здесь следует пояснить, что в ФРГ в сфере конкурирующей законодательной компетенции земли обладают правом законодательства лишь тогда и постольку, когда и поскольку Федерация не использует своих прав законодательства (ст.72 Конституции ФРГ).
[6] Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. - Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соедин. Штаты Америки, Япония, Индия: учеб. пособие/сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. Ст. В.В. Маклаков . – 5-е изд. Перераб. И доп. – М.: Волтерс Клувер, 2006, с. 139.
[7] Грузинов В.П. Экономика, предприятия и предпринимательство.- М.: Софит, 1994, с.397.
[8] Матуренко С.М. Правовое положение таможенных посредников: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03,2005.- 169с.
[9] http://www.pavlodar.com/zakon/index.html?dok=00004&ogl=all
[10] http://constitution.garant.ru/DOC_3864829.htm
[11] Конституция Индии 1950 г.
[12] http://constitution.garant.ru/DOC_3864829.htm#sub_para_N_10000
[13] http://constitution.garant.ru/DOC_3864867.htm (текст Конституции приводится по сборнику "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.)
[14] Там же.
[15] Конституции зарубежных государств. М.: Волтерс Клувер, 2003.
[16] Но не обязано.
скачать (68,00 КБайт)
28 Января 2016
Просмотры () Скачивания () Комментарии (1)
статья Лекович.doc

Лекович  Николай, выпускник магистратуры Комратского государственного университета                                                                       

 

Особенность прав и обязанностей сторон в договоре найма жилого помещения

 

С учетом легального понятия договора имущественного найма, зафиксированного в ст. 875 ГК Республики Молдова, «по договору имущественного найма одна сторона  (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) индивидуально-определенную вещь во временное пользование либо во временное пользование и владение, а наниматель обязуется вносить плату за это»[1] (подчеркнуто нами – Н.Л.). Соответственно и в договоре найма жилого помещения будут выступать те же стороны, так как ключевое значение все-таки заключено в понятии «найм» и принадлежности изучаемого нами договора к гражданским имущественным отношениям.  Поэтому, современное законодательство о жилье и показывает нам, что жилищный найм непосредственно происходит от имущественного найма.

Таким образом, для конкретного обозначения сторон, основанием выступает предмет договора, то есть та  индивидуально-определенная вещь (изолированное жилое помещение), которая указывает на принадлежность рассматриваемых отношений,  как и самих участников, к подотросли жилищного права РМ.

В свою очередь, если коснуться общих прав и обязанностей сторон в найме жилого помещения, то нам, конечно же  следует обратиться к ГК Республики Молдова в части имущественного найма, а для точного рассмотрения и дальнейшей конкретизации договора найма жилого помещения, необходимо обратиться к текстам Закона Республики Молдова от 30.04.2015г №75.  «О жилье»[2] и другим правовым нормам жилищного законодательства. 

Так, например ст. 878 ГК РМ устанавливает следующие требования к нанятой вещи, для наймодателя:

Во-первых, согласно части (1) данной статьи «Наймодатель обязан предоставить нанимателю вещь в состоянии, соответствующем ее назначению, установленному договором, и поддерживать ее в таком состоянии весь период найма».

Во-вторых, «Нанятая вещь не должна иметь материальных недостатков и недостатков правового характера» (часть (2) этой же статьи).

В-третьих, согласно части (3) все той же статьи ГК РМ «Вещь считается не имеющей материальных недостатков, если она обладает обусловленными характеристиками. В случае, когда не существует договоренности относительно характеристик, вещь не имеет материальных недостатков, если она может быть использована согласно установленному договором назначению либо, при отсутствии договоренности относительно использования, - согласно обычному назначению таких вещей».

Однако, «(4) Вещь считается не имеющей недостатков правового характера в случае, когда ни одно третье лицо не может осуществить какие-либо права в отношении нее в течение периода, на который заключен договор». Кроме того, «(5) До осуществления своих прав наниматель должен сообщить наймодателю об обнаруженных недостатках вещи» [3].

К тому же для наймодателя необходимо знать что,  при наличии недостатков у вещи наниматель освобождается от уплаты части наемной платы, соответственно снижению возможности пользования вещью. Право уплаты уменьшенной наемной платы прекращается в случае устранения недостатка со стороны наймодателя. Незначительный недостаток не учитывается.

В случае, когда сторонами было достигнута соглашение не учитывать недостатков вещи при заключении договора найма жилого помещения, то, в будущем, требования нанимателя при возникновении спора основаниям  указанных выше, не будут иметь юридической силы.

Однако, если есть недостаток, уменьшающий возможность пользования вещью, в момент заключения договора или возник в впоследствии по причине, за которую отвечает наймодатель, либо если наймодатель промедлил с исполнением своей обязанности устранить недостаток, наниматель может потребовать помимо уменьшения наемной платы возмещения причиненных убытков.

В случае просрочки наймодателя наниматель может самостоятельно устранить недостаток и потребовать возмещения произведенных в связи с этим расходов.

Соглашение, на основе которого ответственность наймодателя за недостатки устраняется или ограничивается, не имеет силы, если наймодатель злонамеренно умолчал о наличии недостатка.

Принимая во внимание указанные в ГК требования нанятой вещи, мы видим в основном обязанности наймодателя по отношению к нанимателю. В частности ГК и не раскрывает всех имеющихся прав наймодателя в договоре имущественного найма, кроме как получения наемной платы, расторжения договора по своей инициативе и возврата переданной в найм вещи.

Тем не менее, в ст. 35 Закона РМ «О жилье», по договору найма жилого помещения, у наймодателя имеется следующий перечень прав и обязанностей:

«(1) Наймодатель имеет следующие права, если договором имущественного найма не предусмотрено иное;

 а)   проверять сданное внаем имущество;

 b)   проводить работы в сданном внаем недвижимом имуществе;
   с)   требовать  от  нанимателя  немедленного  приведения  нанятых  помещений  и

оборудования в первоначальное состояние за свой счет, если произведенные в нанятых помещениях или оборудовании изменения представляют угрозу для безопасности здания или надлежащего функционирования оборудования.

 (2) Наймодатель имеет следующие обязанности:

 а) предоставлять внаем жилье, удовлетворяющее минимальным требованиям к жилью;

b) предоставлять нанимателю жилье в пригодном для пользования состоянии, обеспеченное надлежащим образом функционирующим оборудованием, указанным в договоре имущественного найма;

 с) принимать меры по ремонту жилья и поддержанию его в надежном состоянии в том, что касается эксплуатации и функциональности, на протяжении всего срока найма;

 d) содержать в хорошем состоянии элементы несущей структуры здания, внешние конструктивные элементы здания (кровля, фасад, ограждение, тротуары), дворы и палисадники, а также места общего пользования внутри здания (лестничные марши, шахты лифтов, холлы, коридоры, подвалы, наружные лестницы);

е) содержать в хорошем состоянии общее оборудование здания (лифты, установки водоснабжения, канализации, центрального отопления, электроустановки и установки природного газа, котельные, установки для сбора отходов, оборудование коллективной антенны, телефонной связи и т.д.»[4]  На наш взгляд, данный перечень прав и обязанностей для наймодателя не является исчерпывающим, потому как в самом договоре можно прописать, то, что законом не учтено в силу индивидуальности затрагиваемых вопросов.

   Отдельно хочется заметить, что в жилищном законодательстве РМ, в частности это больше относится к мун. Кишинэу, еще существует жилой фонд управляющийся государством. Поэтому, для данной категории собственников в договоре найма жилого помещения, где они выступают в качестве наймодателя, Постановлением Правительства Рспублики Молдова от 21 декабря 1998 № 1224 «Об утверждении Временных правил эксплуатации квартир, содержания жилых домов и прилегающих к домам территорий в Республике Молдова» были установлены «ОБЯЗАННОСТИ НАНИМАТЕЛЯ, СОБСТВЕННИКА, АРЕНДАТОРА КВАРТИРЫ» (Р. IV)[5].

В эти обязанности входит следующее:

Наниматель, собственник, арендатор квартиры и проживающие с ним лица обязаны:

- использовать квартиру по прямому назначению;

- обеспечить сохранность квартиры, бережно относиться к санитарно-

техническому и иному оборудованию, конструктивным элементам жилого

дома, объектам благоустройства и зеленым насаждениям;

 - поддерживать чистоту и порядок в подъездах (коридорах), кабинах лифтов и других местах общего пользования жилого дома, соблюдать требования настоящих правил;

 -  экономно расходовать тепловую и электрическую энергию, воду, газ, не допускать утечек и нерационального их расходования;

 - при обнаружении неисправностей в квартире, инженерном оборудовании принимать срочные меры по их устранению, а в необходимых случаях сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу или непосредственно собственнику жилого дома;

 - соблюдать правила пожарной безопасности при пользовании электрическими, газовыми и другими приборами, теле- и радиоаппаратурой;

  - при отсутствии в жилом доме мусоропровода регулярно выносить мусор из квартиры в специально отведенное для этих целей место;

  - убирать лестничные клетки (коридоры), если такая работа не включена в тарифы по оплате за квартиру либо за техническое обслуживание дома;

  - с предварительным уведомлением за 5 дней допускать в квартиру представителей собственника жилого дома, если необходимо проверить, отремонтировать или заменить общие конструктивные элементы, к которым можно подойти только из этой квартиры.   Исключение составляют экстренные случаи, когда невозможно предварительное уведомление (аварии, утечки в инженерных сетях и оборудовании);

  - при обмене (отчуждении) квартиры в обязательном порядке рассчитаться за коммунальные и другие услуги, а также за содержание жилого дома;

  - при переселении из одной квартиры в другую со всей семьей освободить и сдать по акту ранее занимаемую квартиру и ее оборудование согласно условиям, предусмотренным договором найма квартиры и настоящими правилами.

 Согласно договору найма (аренды) наниматель (арендатор) обязан в установленные сроки производить за свой счет текущий ремонт квартиры.

 За счет нанимателя (арендатора) выполняются следующие работы по содержанию и ремонту квартиры: побелка, покраска, оклейка обоями стен, перегородок и потолков, окраска полов, дверей и окон, ремонт облицовки стен, вставка стекол, замена и ремонт дверных и оконных приборов, электрических розеток, патронов и выключателей; замена и ремонт водоразборных кранов, смесителей, умывальников, раковин, моек, смывных бачков, унитазов, ремонт и замена других конструктивных элементов квартиры, вышедших из строя по вине нанимателя, а также снятие без согласования с уполномоченными органами установленных дополнительных отопительных приборов или дополнительных секций к радиаторам.

  При переселении из одной квартиры в другую не произведенный нанимателем текущий ремонт, подлежащий выполнению за его счет, а также поврежденные по его вине конструктивные элементы и инженерное оборудование фиксируются в акте сдачи квартиры.

  По предписанию наймодателя наниматель обязан выполнить текущий ремонт и устранить повреждения в 40-дневный срок, после чего сдать квартиру в установленном порядке.

  Акт сдачи квартиры составляется и подписывается представителем наймодателя и нанимателем.

   В случае невыполнения предписания наймодателя в установленный срок стоимость ремонта и устранения повреждений взыскивается с нанимателя в судебном порядке.  Собственник также обязан обеспечить за свой счет надлежащее содержание и ремонт принадлежащих ему квартир и участвовать в расходах по содержанию и ремонту общего имущества в жилом доме.

  Неиспользование собственником принадлежащей ему квартиры либо отказ от пользования общим имуществом в жилом доме не является основанием для освобождения его полностью или частично от участия в общих расходах на содержание и ремонт общего имущества в доме и от обязанностей, предусмотренных договором и настоящими правилами.

  По истечении срока договора аренды арендатор обязан возвратить собственнику квартиру в том же состоянии, в котором она была получена (с учетом естественного износа), или в состоянии, предусмотренном договором.

  При ухудшении технического состояния квартиры арендатор возмещает собственнику убытки, допущенные по его вине или по вине членов его семьи.

   Временное отсутствие нанимателя квартиры не освобождает его от выполнения обязанностей, предусмотренных настоящими правилами, а также от договорных обязательств.

  Нанимателю, собственнику, арендатору квартиры и проживающим с ним лицам запрещается:

 - загромождать балконы, лоджии, пожарные проходы на балконах, общие коридоры, лестничные клетки и запасные выходы предметами домашнего обихода, содержать на них животных, птиц, пчел и др.;

 - хранить в квартирах, подвалах, на лестничных клетках, лоджиях и балконах легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, радиоактивные и токсичные материалы и вещества;

 - производить в квартире работы, вызывающие порчу помещений или нарушающие нормальные условия жизни других проживающих;

 - устанавливать на крышах жилых домов без разрешения собственника жилого дома индивидуальные антенны для телерадиоаппаратуры;

- производить посадку деревьев и кустарников в местах прохождения

 подземных инженерных сетей водопровода, канализации, тепло- и газоснабжения, электрических и телефонных кабелей;

 - делить на отдельные участки и огораживать прилегающие территории для использования их под индивидуальные огороды. Прилегающая территория предназначена для общего пользования всеми жильцами дома;

 - без согласования с уполномоченными органами строить сараи, гаражи, погреба, балконы, лоджии и другие подсобные строения для индивидуального пользования;

 - хранить во дворе жилого дома вне специально отведенных для этих целей мест любого вида транспортные средства, производить их ремонт и мойку, а также устанавливать столбы и другие ограждения на проезжей части прилегающих территорий;

 - при переселении из одной квартиры в другую снимать или заменять в ранее занимаемой квартире сантехническое оборудование и приборы, приведя квартиру в надлежащее состояние;

- пользоваться санитарно-техническими приборами в случае засорения канализационной сети до ее прочистки, а также бросать в канализационную сеть предметы, способствующие ее засорению;

 - устанавливать без согласования с уполномоченными органами в лоджиях или на балконах отопительные котлы, радиаторы или увеличивать площадь их нагрева, устанавливать в них водоразборные краны для пользования горячей водой, а также закрывать доступ к ним;

 - без согласования с уполномоченными органами производить регулирование подачи тепла в жилой дом на элеваторных узлах, а также менять схемы водопроводных, тепловых, канализационных и других сетей;

 - сбрасывать в мусоропровод крупногабаритные предметы, выливать различные жидкости, бросать непогашенные окурки и спички, другие предметы, которые могут вызвать засорение мусоропроводов или возгорание мусора;

 - пользоваться с 23 до 8 часов в квартире и на прилегающей к дому территории теле- и радиоаппаратурой с повышенной громкостью, другими устройствами, нарушающими спокойствие жильцов;

 - занимать индивидуально помещения, предназначенные для общего пользования всеми жильцами.

   По утверждению некоторых авторов, права нанимателя установлены ст. ст. 884,890,894,907 и 909 ГК РМ, с чем мы не совсем согласны, так как жилищное законодательство дает свое понятие прав и обязанностей нанимателя по договору найма жилого помещения.   

   Отдельно хочется выделить в части прав нанимателя, по договору имущественного найма  указанные в ст. 894 ГК РМ, такое право как поднаем  или уступка найма, на основании которого последний вправе передать нанятую вещь в поднаем или уступить наем лишь с согласия наймодателя. В этих целях он обязан сообщить наймодателю о своем намерении и указать имя или наименование и адрес лица, которому он намеревается передать вещь в поднаем или уступить наем. С учетом того, что по договору найма жилого помещения предметом выступает изолированное жилое помещение, состоящее из одной или нескольких комнат, то поднаем не может быть реализован в части этого жилья. Хотя на практике мы видим совершенно иное, когда наниматель снимая двух или трех комнатную квартиру, пользуется одной комнатой, а остальные сдает в поднаем, иногда даже не ставя в известность собственника имущества. В случае с поднаймом, уже возникают арендные отношения (когда пользуешься плодами вещи), или же можно признать данные действия как необоснованное обогащение со стороны нанимателя, который  за счет сдаваемого в поднаем жилья, может окупить свое проживание в нем и соответственно еще на этом заработать. Так же в этой статье говорится, что наймодатель не может отказать в согласии на поднаем нанятой вещи или уступку найма, если после заключения договора найма у нанимателя возник законный интерес предоставить вещь полностью или частично третьему лицу. Это правило не применяется, если третье лицо не внушает доверия или нанятое помещение становится перенаселенным либо если по другим обоснованным причинам от наймодателя нельзя требовать поднайма или уступки найма. В случае отказа в даче согласия на поднаем нанятой вещи или уступку найма наймодатель обязан в пятнадцатидневный срок сообщить нанимателю мотивы отказа; в противном случае считается, что он дал согласие.

Однако, ответственность за имущество наймодателя в случае поднайма  возлагается на нанимателя, и срок договора поднайма заканчивается вместе с действием самого найма. 

  Кроме обязанности внесения наемной платы[6] в имущественном найме, наниматель имеет обязанности, предусмотренные ст.888, частью (1) ст.889 и ст.908 ГК РМ. Так, наниматель обязан: а) использовать вещь по назначению и в соответствии с условиями договора; b) беречь вещь и обеспечивать ее сохранность; c) покрывать текущие расходы, связанные с пользованием вещью и поддержании ее в исправном состоянии; d)производить текущий ремонт вещи. Наниматель, также, обязан действовать таким образом, чтобы не препятствовать нормальному пользованию вещью другим нанимателям. Наниматель  обязан  возместить  наймодателю  и  остальным  нанимателям убытки, причиненные нарушением этой обязанности, независимо от того, кем они причинены, - им лично или лицами, которыми он разрешил пользование вещью или доступ к ней[7].

   При прекращении договорных отношений наниматель обязан возвратить нанятую вещь в том состоянии, в котором она была передана ему, либо в состоянии, предусмотренном договором.

  Убытки, причиненные вследствие ухудшения состояния вещи, подлежат возмещению нанимателем, если он не докажет отсутствие своей вины.

  Наниматель отвечает за повреждение нанятой вещи в размере уменьшения ее стоимости, если договором не предусмотрено иное.

  В отличии от ГК  в Законе РМ «О жилье», права и обязанности нанимателя выражены одной статьей 36[8], в которой зафиксировано что:  

«(1) Наниматель имеет следующие права, если договором имущественного найма не предусмотрено иное:

 а) вселять в сданное ему внаем жилье членов своей семьи. Проживающие совместно с нанимателем члены его семьи имеют те же, что и наниматель, права и обязанности, вытекающие из договора имущественного найма. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора. В случае развода бывшие члены семьи нанимателя имеют право совместного проживания в том же жилье до истечения срока действия договора имущественного найма;

 b) получать на протяжении срока проживания в наемном жилье качественные коммунальные и некоммунальные услуги, предоставляемые в данном населенном пункте;

 с) вселяться в жилье, соответствующее минимальным требованиям к жилью, установленным для данного населенного пункта.

 (2) Наниматель имеет следующие обязанности:

 а) вносить в установленные сроки плату за наем и нести расходы, предусмотренные договором имущественного найма;

b) использовать нанятые помещения в соответствии с их назначением, установленным в договоре имущественного найма;

 с) выполнять работы по содержанию, ремонту или замене составных элементов оборудования текущего пользования, расположенного в помещениях, находящихся исключительно в индивидуальном пользовании;        

d) нести ответственность за повреждения и убытки, нанесенные в период действия договора имущественного найма помещениям, находящимся в его исключительном пользовании;

 е) ремонтировать или заменять конструктивные элементы, установки, объекты или сопутствующее оборудование, приведенные в негодность в результате их ненадлежащего использования, независимо от того, находятся они внутри или вне здания, за исключением случаев, когда таковые пришли в негодность из-за обветшания, дефектов, изъянов в исполнении, непредвиденных случайностей или форс-мажорных обстоятельств. Если лица, приведшие в негодность конструктивные элементы, установки, объекты или сопутствующее оборудование, не могут быть установлены, расходы по ремонту несут лица, имеющие доступ к ним или совместно использующие их; 

  f) обеспечивать чистоту и гигиену жилья на протяжении всего срока действия договора имущественного найма;

  g) обеспечивать текущее содержание оборудования, указанного в договоре имущественного найма;

  h) разрешать выполнение в нанятых помещениях работ по улучшению мест общего пользования здания, а также необходимых работ по текущему содержанию нанятых помещений;

  i) не переустраивать нанятые помещения и оборудование без письменного разрешения наймодателя. В противном случае наймодатель может потребовать от нанимателя при выселении такового из жилья привести помещения в первоначальное состояние или может сохранить выполненное переустройство без возмещения нанимателю понесенных расходов;

j) передать при выселении наймодателю жилье в пригодном для пользования состоянии;

 k) нести необходимые расходы в случае выселения его из нанимаемого жилья»[9].

 Таким образом, выше приведенная норма права из Закона РМ «О жилье», показывает нам, что договорные отношения субъектов (сторон) в части своих прав и обязанностей в договоре имущественного найма, не имеет полноты содержания и обязывает нас обратить свое внимание к гражданскому законодательству в положении об имущественном найме. 

  Тем не менее, в законодательстве о жилье отдельно существует статья, устанавливающая общий порядок оплаты за наем жилья и предоставляемые услуги, которую можно отнести как рекомендательную к руководству для обеих сторон. Так, согласно ст. 37 Закона РМ «О жилье», плата за наем жилья, находящегося в частной собственности, рассчитывается исходя из платы за один квадратный метр общей площади. 

  Плата за наем жилья, относящегося к публичному жилищному фонду, взимается исходя из общей площади жилья и на базе тарифа за наем жилья, утвержденного собственником или уполномоченным органом на основании методологии, утвержденной Правительством (Приложение №6)[10]. Наряду с платой за наем жилья, как относящегося к публичному жилищному фонду, так и находящегося в частной собственности, наниматель обязан вносить плату за снабжение питьевой водой и отвод сточных вод, за отопление, обеспечение электроэнергией, природным газом, за вывоз твердых и жидких бытовых отходов, за лифт и за другие услуги, предоставляемые наймодателем или поставщиком коммунальных и некоммунальных услуг, в соответствии с предоставленными счетами-фактурами. По просьбе нанимателя наймодатель обязан предоставить квитанцию на оплату, подтверждающую соответствующие расходы. На момент заключения договора имущественного найма стороны устанавливают размер платы за наем, который включает все дополнительные затраты, такие как затраты на текущее содержание нанимаемого помещения, взнос на капитальный ремонт здания, затраты на текущее содержание помещений общего пользования. После заключения договора наймодатель не вправе требовать от нанимателя какие-либо дополнительные платежи, которые не были предусмотрены на момент заключения договора. Размер платы за наем может быть изменен по соглашению сторон или по требованию одной из сторон. В случае найма жилья, относящегося к публичному жилищному фонду, размер платы за наем может быть изменен только при изменении каких-либо постоянных величин в методологии расчета платы за наем, но не чаще одного раза в год. Данные изменения размера наемной платы, также озвучены в ст.887 ГК РМ, что является обоснованным положением из договора имущественного найма.  

   Плата за наем жилья осуществляется в соответствии со сроками, установленными в договоре имущественного найма. По просьбе нанимателя плата за предоставляемые услуги может вноситься авансом за согласованный сторонами период в соответствии с условиями, установленными в договоре. Внесение платы за наем осуществляется в порядке, установленном в договоре имущественного найма. В случае, если наймодатель–физическое лицо не является субъектом предпринимательской деятельности, он обязан при взимании платежа выдать нанимателю расписку, подтверждающую осуществление платежа. В случае, если наймодатель является юридическим лицом, платежи осуществляются, как правило, через банки и почтовые отделения, если в заключенных договорах имущественного найма не предусмотрено иное. В случае, если плата за наем вносится непосредственно наймодателю, таковой обязан при взимании платежа выдать нанимателю расписку, подтверждающую осуществление платежа.

 При найме жилья, относящегося к публичному жилищному фонду, наниматель в случае задержки платежа уплачивает пеню в размере 0,01 процента не оплаченной в срок суммы начиная с первого дня задержки платежа.

 Наймодатель может заключить договор с какими-либо организациями (в том числе с поставщиками услуг) для расчета ими платы за коммунальные и некоммунальные услуги с представлением счетов-фактур непосредственно нанимателю.

 

Список использованной литературы:



              [1] ГК РМ от 6 июня 2002 года №1107-XV// Monitorul Oficial Nr. 82-86 от 22.06.2002 г.

[2]  Monitorul Oficial Nr. 131-138, от 29.05.2015 г.от 30.04.2015 г

[3] ГК РМ от 6 июня 2002 года №1107-XV// Monitorul Oficial Nr. 82-86 от 22.06.2002 г.

[4] Закон РМ «О жилье» №75 от 30.04.2015г. // Monitorul Oficial Nr. 131-138, от 29.05.2015 г.

 

[5] Постановление ПРАВИТЕЛЬСТВА Республики Молдова «Об утверждении Временных правил эксплуатации квартир, содержания жилых домов и прилегающих к домам территорий в Республике Молдова» № 1224 от 21 декабря 1998 г. // Monitorul Oficial Nr.003 от 14.01.1999 г.

[6] См.: Сосна Б., Мыца О. Особенности заключения договора найма жилых помещений, принадлежащих физическим лицам на праве частной собственности, журнал «Закон и жизнь» №1, 2011г., стр.21

[7] Кибак Г.А.,  Никитюк П.С., «Жилищное законодательство в вопросах и ответах», Кишинев, 1990, стр.41

[8] Закон РМ «О жилье» №75 от 30.04.2015г. // Monitorul Oficial Nr. 131-138, от 29.05.2015г.

 

[9] Закон РМ «О жилье» №75 от 30.04.2015г. // Monitorul Oficial Nr. 131-138, от 29.05.2015 г.

[10] Закон РМ «О государственном бюджете» №72 от 12 апреля 2015 года // Monitorul Oficial Nr.102-104 от 28.04.2015г.

скачать (87,50 КБайт)
28 Января 2016
Просмотры () Скачивания () Комментарии (0)